Разбор предложения по ЧЛ предложения онлайн

Синтаксический разбор предложения – это детальный анализ предложения, разделенный на несколько составляющих. Благодаря данному методу учащиеся проверят знания о синтаксисе русского языка. В учебных заведениях синтаксический разбор – это последняя глава в разделе синтаксиса, поскольку здесь предоставляется возможность комплексно использовать ранее полученные знания.

Как делать разбор предложения

Синтаксический анализ – процесс логический и поэтапный. В школе используют два вида разбора: устный и письменный. Их отличие заключается в том, что в письменном — части речи помечаются схематически, а при устном проговариваются.

Пошаговый анализ:

  1. Определите, какую цель несет предложение. Если автор пытается что-то рассказать – повествовательное, спросить – вопросительное, побудить к какому-либо действию побудительное.
  2. Эмоциональный окрас на письме выражается наличием восклицательного знака. Если в конце вы видите восклицательный знак, то предложение восклицательное. Если его нет – невосклицательное.
  3. Посчитайте число грамматических основ. Одна грамматическая основа – простое, несколько – сложное.
  4. Охарактеризуйте связь между частями предложения – союзная или бессоюзная.
  5. Определите, каким образом части связываются между собой: союзами (подчинительными или сочинительными) или интонацией (знаки препинания).
  6. В зависимости от союзов охарактеризуйте тип: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное.
  7. Проанализируйте каждую часть на следующие параметры: наличие главных и второстепенных членов, поиск усложняющих факторов (однородные члены, вводные конструкции, междометия, обращения).
  8. Составить схему предложения, графически подчеркнув составляющие.

Обратите внимание! Синтаксический разбор сложного предложения отличается от просто только числом грамматических основ. Из-за этого некоторые действия (шаг 7) выполняются повторно.

Лучшие сервисы для онлайн анализа

Lexis Res

Сайт Lexis Res – один из лучших сервисов для синтаксического разбора по членам на английском языке. Главное преимущество – подробное описание всех значений отдельно взятого слова, что поможет пользователям, изучающим английский язык.

  Как использовать облачное хранилище

Интерфейс состоит из двух кнопок. Команда «Analyse» запускает процесс. Результаты доступны в нижней части страницы. Функция «Random sentences» позволит ознакомиться с работой сайта на примере случайного предложения.image

Плюсы:

  • Подробный синтаксический анализ.
  • Отсутствие назойливой рекламы.
  • Широкий функционал сервиса.
  • Минималистский интерфейс.
  • Обширная база слов.

Минусы:

  • Ресурс адаптирован только для английских выражений.
  • Отсутствие графических обозначений.
  • Без должных знаний иностранного языка читать подробные пояснения будет трудно.

Delph-in

Сервис Delph-in — еще один англоязычный ресурс, посвященный синтаксическому анализу. Уникальность состоит в том, что здесь используется язык программирования Linguistic Knowledge Builder, который применяет в зарубежных университетах.

Использование метода Linguistic Knowledge Builder дает преимущества в плане детальности и его составляющих. За визуализацию отвечает технология English Resource Grammar, которая также используется в иностранном образовании.image

Достоинства:

  • Отлично подходит для изучения узконаправленных предложений.
  • Огромное количество инструментов для синтаксического разбора по частям речи.
  • Нет ограничений на число символов.

Недостатки:

  • Полноценно работать с сервисом смогут люди, обладающие хорошей базой английской.
  • Громоздкий интерфейс, на освоение которого придется потратить время.

MorphologyOnline

Сайт MorphologyOnline – русскоязычный ресурс, посвященный синтаксису. Интерфейс сайта умещается в одну кнопку. От пользователя требуется ввести необходимое слово, а программа проанализирует его.

Для удобства пользователей сервис провидит поэтапную проверку. В большинстве случаев процесс проверки осуществляет в три этапа: определение части речи, морфологические признаки и вероятная синтаксическая роль.

Плюсы:

  • Подробный анализ.
  • Оперативная работа сайта.
  • Отсутствие рекламы.

Минусы:

  • Разбор осуществляется в рамках одного слова.
  • Основной акцент ресурса сделан на морфологии.
  • Узкая специализация.

Грамота.ру

Грамота.ру – русскоязычный сайт, разбирающий запрашиваемое слово. Представленный сервис осуществляет проверку выбранного слова не только по синтаксическим и морфологическим признакам, но прогоняет выбранное слово по всем популярным словарям, включая словарь специализированных терминов.

  Что делать, если совсем нечего делать – 37 уникальных сайтов и способов занять себя

Достоинства:

  • Подробный анализ слова, включающий поиск значения по словарям.
  • Приятный пользовательский интерфейс.
  • Возможность выбирать критерии.

Недостатки:

  • За раз программа разбирает одно слово.
  • Сайт больше ориентирован на морфологический разбор.

Goldlit

Сайт Goldlit — это один из лучших порталов для синтаксического разбора. Ключевое преимущество перед русскоязычными конкурентами – возможность анализировать предложения целиком.

Алгоритм действий предельно прост: пользователь вводит фразу или слово. Портал обрабатывает информацию и разбирает каждое слово в отдельности. Возле каждого члена пишется начальные формы слова, часть речи к которому оно принадлежит, а после производится грамматический анализ и склонение по падежам.

Плюсы:

  • Детальный синтаксический и грамматический разбор.
  • Нет ограничений по тематике и числу знаков.
  • Дружелюбный интерфейс.
  • Сайт прост в освоении.
  • Дополнительная информация по литературе.

Минусы:

  • Отсутствие справочников по грамматике.
  • Сервис больше направлен на литературу.

Читайте также:

Предложение — это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.

В устой речи окончание предложения выражается голосом (интонацией), между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным знаком (!). Первое слово в каждом предложении пишется с большой буквы.

Чашка стоит на столе.

Сегодня выходной!

Как долго нам ещё ждать?

Слова в предложении связаны грамматически, то есть с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.

Не является предложением:

  1. Группа слов, не связанных по смыслу:  стол, чашка, стоит.
  2. Группа слов, не выражающих законченную мысль:  чашка стоит на.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, входящие в состав предложения, которые отвечают на какой-нибудь вопрос.

Пример. В предложении

Наша семья осенью переезжает из деревни в город

шесть членов.

  1. Чья семья? — Наша.
  2. Кто переезжает? — Семья.
  3. Когда переезжает? — Осенью.
  4. Семья что делает? — Переезжает.
  5. Откуда переезжает? — Из деревни.
  6. Куда переезжает? — В город.

Слова  из  и  в  не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены: подлежащее и сказуемое

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос  кто?  или  что?  Подлежащее называет объект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее подчёркивается одной чертой:  подлежащее.

Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Пример.

Дождь шёл весь день. Что шло? — Дождь.

Мы идём в кино. Кто идёт? — Мы.

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов:  что делает?  что делается?  каков?  кто он?  что такое?  Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. Сказуемое подчёркивается двумя чертами:  сказуемое.

Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может также быть выражено именем существительным и именем прилагательным. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.

Пример.

Солнце ярко (что делает?) светит.

На улице (что делается?) темнеет.

Цветок (каков?) красив.

Менделеев – (кто он?) учёный.

Золото – (что такое?) металл.

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Типы сказуемых

Сказуемое может быть простым и составным. Составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Типы сказуемых
Простое глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Пример. В предложении

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку

подлежащее  щенок  и сказуемое  разглядывал; второстепенные члены предложения:  озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово  озорной  поясняет подлежащее  щенок, показывая какой щенок разглядывал.
  • Слово  любопытно  поясняет сказуемое  разглядывал  и показывает, как разглядывал щенок.
  • Слово  игрушку  поясняет сказуемое  разглядывал  и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово  новую  поясняет второстепенный член предложения  игрушку  и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:

Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.

Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:  какой?  который?  чей?  Определение подчёркивается волнистой линией:  определение.

Определение относится к имени существительному.

Пример.

Яркие звёзды сияли в ночном небе. Звёзды какие? — Яркие. Небо какое? — Ночное.

Моя шапка упала в лужу. Чья шапка? — Моя.

Марине пошёл восьмой год. Который год? — Восьмой.

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:  кого?  чего?  кому?  чему?  кого?  что?  кем?  чем?  о ком?  о чём?  Дополнение подчёркивается пунктирной линией:  дополнение.

Дополнение обычно относится к глаголу.

Пример.

Я интересуюсь географией. Интересуюсь чем? — Географией.

На вокзале мы встречали папу. Встречали кого? — Папу.

Миша позвонил другу. Позвонил кому? — Другу.

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (то есть  где?  когда?  почему?  и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы:  как?  каким образом?  где?  когда?  куда?  откуда?  почему?  зачем?. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой:  обстоятельство.

Обстоятельство обычно относится к глаголу.

Пример.

Зимой мы катаемся на лыжах. Катаемся когда? — Зимой.

Из уютного магазинчика мы вышли на шумную улицу. Вышли откуда? — Из магазинчика. Вышли куда? — На улицу.

Лисица подкрадывалась тихо и осторожно. Подкрадывалась как? — Тихо и осторожно.

Иногда просто жизненно необходимо разобрать предложение на синтаксические составляющие. Но что делать, если немного подзабыл правила, а нужной программы под рукой нет? Выручат специальные онлайн-сервисы для синтаксического разбора предложений.

Как правило, этими сервисами пользуются студенты и ученики старших классов. Но иногда даже взрослые люди туда заглядывают. Стоит отметить, что некоторые из них способны быстро и качественно произвести требуемый анализ.

Стоит заметить, что некоторые сервисы, которые рекламируют услуги такого типа могут быть просто фишинговыми сайтами, предназначенными для кражи личных данных пользователя. А анализировать текст или предложение они не умеют.

Поэтому важно выбрать действительно качественный сервис, которому можно доверять. В этом материале мы собрали наиболее адекватные ресурсы, который предоставляют пользователям услуги такого плана. И сейчас мы их рассмотрим подробнее.

GoldLit

GoldLit

Первой в нашем списке значится платформа GoldLit. Это действительно весьма неплохой сервис, который позволяет произвести глубокий анализ предложения. Вообще, платформа заточена под морфологию. Но синтаксический анализ тоже производится.

К особенностям сервиса стоит отнести полный разбор каждого слова. Как морфологический, так и синтаксический. Но при этом нет никаких условных обозначений вроде подчеркиваний, акцентуаций и прочего. И это не совсем удобно.

Зато для тех, кто изучает литературу ресурс будет незаменим, так как снабжает практически каждое слово обширным литературным комментарием. Но использовать его для подготовки не рекомендуется, так как справочного материала по поводу синтаксиса очень мало.

Тем не менее, работает ресурс довольно быстро. Однако со сложными предложениями и большими кусками текста он не справляется. Тем не менее, для разового использования сервис вполне подходит, ибо обладает всем необходимым функционалом.

ПЛЮСЫ:

  • Синтаксический и морфологический разбор каждого слова
  • Обширный литературный комментарий
  • Быстрая работа ресурса
  • Русский язык в интерфейсе

МИНУСЫ:

  • Нет никаких обозначений
  • Скудный справочный материал в плане синтаксиса
  • Не справляется со сложными предложениями

Seosin

Seosin

Проект Seosin задумывался именно как платформа для синтаксического разбора предложения. Поэтому никаких проблем с этим нет. Но такой анализ – единственное, на что способен ресурс. Никаких дополнительных опций не предусмотрено.

Принцип работы у сервиса простой. Пользователь вводит в окошко текст и через несколько секунд получает полный синтаксический разбор всех его составляющих. Ключевой особенностью является возможность подчеркивания определенных частей речи и прочего.

Ресурс работает очень быстро и способен даже анализировать сложные приложения и целые тексты. Именно поэтому многие пользователи выбирают именно этот сервис. Ведь он действительно способен быстро выдать требуемый анализ.

Однако не стоит забывать, что и у него есть недостатки. Первый – отсутствие справочного материала. Его вообще нет. Поэтому использовать ресурс для самостоятельной подготовки нельзя. Второй недостаток – нет никаких настроек. Просто окно для ввода текста.

ПЛЮСЫ:

  • Отличная работа со сложными предложениями
  • Полный синтаксический анализ текста
  • Подчеркивание частей речи и прочих элементов
  • Очень быстрая работа

МИНУСЫ:

  • Нет справочного материала
  • Скудный интерфейс

Морфология онлайн

Морфология онлайн

Вообще-то эта платформа придумана для морфологического разбора слов. Но она способна произвести и синтаксический анализ. Однако для этого придется серьезно попотеть. Ибо все нужные настройки глубоко спрятаны.

Сервис отличается приятным оформлением и весьма простым интерфейсом. Он позволяет на лету выполнить морфологический анализ. А если немного поиграть с настройками, то и синтаксический вполне можно получить.

Платформа снабжена обширным справочным материалом, но не имеет обыкновения как-то обозначать части речи и прочее. К тому же, работать с синтаксисов на этом ресурсе новичку будет очень сложно.

Тем не менее, это весьма неплохой проект, который могут использовать студенты для подготовки. Работает Морфология онлайн только с русским языком. Зато не нужна никакая регистрация. Просто нужно ввести слово и нажать на .

ПЛЮСЫ:

  • Полный морфологический анализ
  • Можно выполнить синтаксический разбор
  • Много справочного материала
  • Очень быстрая работа

МИНУСЫ:

  • Нет подчеркиваний частей речи
  • Производить синтаксический анализ очень сложно

Грамота

Грамота

Весьма необычный ресурс, который обладает тоннами справочного материала. И умеет неплохо разбирать слова. Но совершенно не может работать с предложениями. Сказывается морфологическая направленность.

Тем не менее, ресурс весьма удобен для тех, кто постигает русский языке. Его вполне можно использовать для самостоятельной подготовки. Что, собственно, и делают студенты и школьники. Это один из самых популярных сервисов такого плана в Рунете.

Сайт обладает весьма неплохим оформлением и может похвастаться продуманным интерфейсом. Здесь можно настроить практически все, что вы хотите узнать о том или ином слове. Такая гибкость играет только на руку платформе.

Однако для синтаксического анализа ресурс не очень подходит. Конечно, какую-то информацию получить можно, но она будет не настолько полной, как при использовании предыдущих вариантов. Зато справочного материала много.

ПЛЮСЫ:

  • Огромное количество справочного материала
  • Всесторонний разбор слова
  • Быстрая работа
  • Интуитивно понятный интерфейс

МИНУСЫ:

  • Не умеет работать с предложениями
  • Не особо подходит для синтаксического анализа

Lexis Res

Lexis Res

А вот этот проект очень пригодится тем, кто углубленно изучает английский язык. Платформа предназначена для синтаксического и морфологического анализов слов и предложений. И она превосходно справляется со своими функциями.

У ресурса есть одно неоспоримое преимущество: он способен предоставить подробное описание всех значений конкретного слова. Имеется обширный справочный материал. Но он исключительно на английском языке. Как и весь сервис.

К отличительным чертам проекта стоит также отнести опцию подчеркивания различных частей речи и прочих составляющих предложения. Это весьма неплохо, так как повышает уровень комфорта при работе с проектом.

Но использовать Lexis Res смогут только те, кто уже достаточно хорошо знает английский язык, поскольку на этой платформе нет ни одного русского слова. Да и создавалась она западными разработчиками. Однако отрицать ее полезность нельзя.

ПЛЮСЫ:

  • Полный морфологический и синтаксический анализ английских слов и предложений
  • Обширный справочный материал
  • Очень быстрая работа
  • Подчеркивание частей речи

МИНУСЫ:

  • Отсутствие русского языка

Delph-in

Delph-in

Отличная платформа для разбора английских слов и предложений. Умеет производить полный синтаксический и морфологический анализ, обладает обозначениями частей речи и очень быстро работает благодаря примитивному интерфейсу.

Однако для работы с ней придется выучить все условные обозначения, научиться управлять громоздким интерфейсом и неплохо выучить английский язык, поскольку в интерфейсе нет ни одного слова на русском.

Тем не менее, если вы хорошо знаете английский, то этот сервис станет для вас незаменимым помощником. Если, конечно, вы научитесь обращаться с ресурсом. А сделать это довольно сложно даже тем, кто знает язык.

Преимуществом платформы является тот факт, что она построена на примитивном движке, который не обвешан ненужными «свистелками». Поэтому и работает сервис гораздо быстрее других. Но к нему нужно привыкнуть.

ПЛЮСЫ:

  • Полный морфологический анализ слова и предложения
  • Опция синтаксического анализа
  • Есть обозначения частей речи и прочего
  • Очень высокая скорость работы

МИНУСЫ:

  • Очень неудобный интерфейс
  • Нет русского языка
  • Новички не разберутся в управлении

ProgaOnline

ProgaOnline

Очень простая платформа, которая предназначена именно для синтаксического анализа. Отличается предельно простым управлением. Достаточно ввести нужное предложение в окно и нажать на кнопку «Enter».

Помимо этого, имеется опция подчеркивания частей речи и прочие обозначения. Все это облегчает восприятие текстового комментария. Причем работает сервис очень быстро. По причине того, что сайт не перегружен ненужными элементами.

Однако использовать платформу для самостоятельной подготовки не выйдет, поскольку нет почти никакого справочного материала. И это существенный недостаток. Зато для работы с ProgaOnline не требуется регистрация.

В общем, для качественного синтаксического анализа фраз и предложений данный сервис вполне подходит. Тем более, что именно для этого он и сделан. А справочный материал можно найти и в другом месте.

ПЛЮСЫ:

  • Быстрый и качественный синтаксический анализ
  • Подчеркивание частей речи и другие обозначения
  • Очень быстрая работа ресурса
  • Предельно простое управление

МИНУСЫ:

  • Нет справочного материала

Заключение

А теперь подведем итоги. В данном материале мы рассмотрели самые лучшие онлайн-сервисы, предназначенные для синтаксического анализа предложений и слов. Среди них есть многофункциональные комбайны. Но их объединяет одно: они совершенно бесплатны. Вам нужно только выбрать наиболее подходящий.

Наш Рейтинг

8.8 Total Score ТОП лучших сервисов для синтаксического разбора предложений

А какой сервис используете Вы? Возможно, вы знаете хорошую и функциональную программу которую мы не указали в нашем ТОПе, мы будем благодарны если вы расскажите нам о ней в комментариях.

8.8Средняя оценка GoldLit 7.5 Delph-in 8 Грамота 9 Морфология онлайн 9 Seosin 9 Lexis Res 9.5 ProgaOnline 9.5

  • Анохина Елена Викторовна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (616 кБ)

Цели урока:

  1. Тренироваться в определении главных и второстепенных членов предложения.
  2. Повторять словарные слова.
  3. Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Ход урока

На доске девиз: “На добрый путь всегда готовым будь!”

– Все ли готовы к работе? (да)

1. Словарная работа

– Разгадываем кроссворд, отгадаем загадки, а отгадкой будет словарное слово: см. кроссворд в презентации (слайды 1-7)

(записываем в тетради, затем слово появляется на экране)

– Назовите ударный слог и опасные места.

– Какое новое слово получилось? (осанка)

– Назовите ударный слог и опасное место.

2.

– Кто может объяснить, что обозначает это слово?

– В словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд 8.1)

– А словарь Даля дает другое объяснение этого слова (слайд 8.2) Как вы понимаете пословицу, приведенную Далем?

– Придумайте предложение со словом осанка.

3.

– Я вам приготовила свои предложения со словом осанка (слайд 9) Прочитайте 1-ое предложение. Запишите его. Прочитайте 2-ое предложение. Запишите.

4.

В предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

– Какие же это слова? (Это главные члены предложения, его грамматическая основа)

Тема нашего урока: “Разбор по членам предложения (слайд 10)

– А какие ещё члены предложения вы знаете? (второстепенные члены предложения)

Цель урока: уметь определять главные и второстепенные члены предложения.

– Какие члены предложения относятся к главным? (подлежащее и сказуемое)

– Что такое подлежащее? (слайд 11)

– Что такое сказуемое? (слайд 12)

– Какие относятся к второстепенным членам предложения? (слайд 13)

– О каком члене предложения говорится в определении? (слайд 14) На слайде запись: … – член предложения, выраженный именем существительным, отвечающим на падежный вопрос.

Аналогично слайды 15, 16

5.

– Вернёмся к нашим предложениям. (Слайд 17)

– Найдите предложение, в котором слово осанка является подлежащим.

– Как подчеркиваем подлежащее? Подчеркнуть (учитель на экране)

– Найдите сказуемое.

– Как подчеркиваем сказуемое? Подчеркнуть (учитель на экране)

– Каким членом предложения является слово осанка во втором предложении? (дополнением)

– Как подчеркиваем дополнение? (пунктирной линией) Подчеркнуть (учитель на экране)

6.

– У какого сказочного героя была нарушена осанка? (у Бабы-Яги) (слайд 18)

– Как вы думаете, почему у Бабы-Яги вырос горб? (Когда она училась в школе, неправильно сидела за партой)

– Какой совет можно дать Бабе-Яге и тем людям, у которых нарушена осанка? (Надо заниматься спортом, правильно сидеть и стоять за партой) (слайд 19)

– Чтобы девочки были стройным как берёзки, а мальчики были высокими, нам помогают ростовые парты.

Меняемся партами. Чтобы нам не уставать, Важно место поменять. (Собираем вещи с парты) Смена положения – С усталостью сражение. (Меняемся местами) На уроке каждом Это очень важно. (Раскладываем вещи на столе)

7. Физминутка 8.

– Предлагаю поработать с текстом.

– На экране и у вас на листочках текст. (см. презентацию слайд 20)

– Что вы заметили? (пропущены буквы, нет знаков препинания, заглавных букв)

– Задание: Списать текст, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

*Все работают в тетради, один ребенок за компьютером (экран погашен).

– Проверим текст в тетрадях и на экране компьютера. (Поставить оценку ученику, выполнявшему задание).

9.

– Разберем первое предложение по членам (см. презентацию слайд 21) используя алгоритм. Один ребенок комментирует с места. Учитель “подчеркивает” на экране компьютера.

– Какой частью речи выражены члены предложения?

– Разберите по членам второе предложение самостоятельно (см. презентацию слайд 22). Ребенок, комментировавший с места, выполняет задание на компьютере (экран погашен).

– Проверим. (Поставить оценку ученику, выполнявшему задание).

– Сейчас мы работали с компьютером и экраном. Поэтому необходимо сделать упражнения для глаз.

10. Физминутка для глаз 11.

– А теперь вспомните, о каких растениях шла речь в тексте? (о лекарственных)

– Чем они полезны для человека? (приносят пользу)

– А у нас в классе есть растения? (Да. Фитомодуль)

– Для чего создан фитомодуль?

Фитомодуль служит для красоты, уюта, спокойной обстановки, для оздоровления воздушной среды. В нём есть лекарственные, красивоцветущие, экзотические растения.

– Да, с появлением зелёного уголка в классе дети стали меньше болеть и уставать. Стало комфортно и уютно. (слайд 23)

– А вы комфортно чувствовали себя на уроке? (да)

12.

– Давайте вспомним цель нашего урока? (уметь определять главные и второстепенные члены предложения) (слайд 24)

– Мы достигли поставленной цели? (да)

– Оцените свою работу на уроке. (Смайлики)

13. Домашнее задание.

16.02.2011

В школе изучение русского языка начинается со знакомства с буквами и звуками, а затем переходит к знакомству с частями речи и членами предложения. Школьники учатся самостоятельно составлять фразы и связанный текст. Они узнают, какие связи существуют между словами в предложении, как оно строится, а главное, учатся разбирать предложение по членам. Но на первых этапах могут возникать трудности.

Поэтому в этой статье разберем, как разобрать предложение по членам, и узнаем, какие подводные камни могут при этом встретиться.

Порядок расстановки слов в предложении

Для начала необходимо выяснить, в каком порядке ставятся слова при построении предложения. Можно менять местами члены предложения в русском языке, переставлять их, но смысл все равно сохранится. Это явление называется свободным порядком слов. Например, для русского человека одинаково понятно будут звучать фразы «Я пошел за хлебом» и «За хлебом пошел я» .

Однако все же стоит обращать внимание на члены, которые являются главными. Если сначала стоит подлежащее, а за ним сказуемое, то порядок слов традиционно считается прямым. Если сначала стоит сказуемое, а за ним следует подлежащее, то этот прием называется инверсией. Но какого-то четко фиксированного порядка слов не существует.

Как соотносятся части речи и члены предложения?

Определить вид использованной части речи позволяют вспомогательные вопросы.

Например, существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос «Кто? Что?», прилагательное указывает на признак предмета, а увидеть его в предложении помогает вопрос «Какой?». Данный вопрос можно изменять в зависимости от числа и рода прилагательного. Глагол обозначает действие, следовательно, увидеть его в предложении помогают вопросы «Что делать/сделать?» и т.д.

Разные члены могут быть выражены разными частями речи. Например, в роли подлежащего наиболее часто выступают существительные или местоимения. В роли сказуемого обычно встречается глагол, но этой же роли могут выступать и другие члены предложения. В роли определения обычно выступают прилагательные, в роли дополнения — существительные, обстоятельства обычно выражены наречиями. Но стоит помнить, что это не единственно возможные варианты.

Определение главных членов

В предложении существуют главные члены, а также второстепенные. Так как разобрать предложение по членам? Для начала нужно найти те, которые являются главными. Это подлежащее и сказуемое.

В предложении можно выделить главное действующее лицо или основной предмет, о котором идет речь. Обычно это и есть подлежащее. Для того, чтобы выявить его точно, можно задать к члену предложения вопрос «Кто?», использующийся для одушевленных предметов, и «Что?» для неодушевленных .

Сказуемое указывает действие, совершаемое подлежащим, или на его состояние. Отвечает на вопрос «Что делает?» если речь идет о настоящем времени, «Что делал?», если это прошедшее время, и «Что будет делать?», если это будущее время.

Попробуем выяснить, какое слово является подлежащим, а какое выполняет роль сказуемого в следующем предложении:

Я сегодня собираюсь в аптеку.

Задаем вопросы к членам предложения: «Кто пойдет в аптеку?» Ответ — «я». Значит, местоимение «Я» является подлежащим. Я «Что делаю?» Ответ — «собираюсь». То есть глагол «собираюсь» является сказуемым. Причем стоит отметить, что на письме подлежащее будет отмечаться одной чертой, а сказуемое — двумя.

А что в предложении есть еще?

Вторым шагом к пониманию того, как разобрать предложение по членам, является определение того, в какой роли выступают все остальные слова, не являющиеся главными членами.

Кроме главных, есть еще и второстепенные члены: определение, обстоятельство и дополнение.

Чтобы выяснить, к какому из них относится каждое слово, необходимо от подлежащего и сказуемого задать вспомогательные вопросы.

Определение отвечает на вопрос «Какой? Какие?» и т.д. Увидеть дополнение помогают падежные вопросы, а обстоятельства указывают на место событий, время и т.п. Обычно обстоятельство отвечает на такие вопросы, как «Сколько? Как? Откуда? Каким образом? Когда?»

Попробуем полностью разобрать следующее предложение:

Я сегодня с другом посмотрю очень интересный фильм.

«Кто посмотрит?» — я. Местоимение «я» является подлежащим. Я «Что сделаю?» — посмотрю. Глагол «посмотрю» является сказуемым. Т.е. теперь известно, кто выполняет главное действие (я), и какое действие выполняется (посмотрю).

Далее необходимо подобрать вопросы ко всем остальным словам. Сегодня отвечает на вопрос «когда?». «Посмотрю когда?» — сегодня.

image

Это обстоятельство и выражено оно наречием. «Посмотрю с кем?» — с другом. Это слово отвечает на падежный вопрос, следовательно, является дополнением выраженным существительным.

«Посмотрю что?» — фильм.

image

«Фильм» также отвечает на падежный вопрос и является дополнением. Фильм «Какой?» — интересный.

image

Это вопрос определения, следовательно, «интересный» — это определение, выраженное прилагательным. Фильм интересный «как, насколько?» — очень интересный. «Очень» является обстоятельством, выраженным наречием.

Чтобы лучше усвоить, как разобрать предложение по членам, стоит самостоятельно выполнить несколько подобных разборов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий