Примеры глаголов с окончаниями ишь, ит, им, ите, ат, ят. Какие привести?

Чтобы выяс­нить, в чем заклю­ча­ет­ся осо­бен­ность спря­же­ния гла­го­лов «дать» и «есть», повто­рим, что все гла­го­лы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам по двум типам спря­же­ния.

Спряжение гла­го­ла опре­де­ля­ет­ся по инфи­ни­ти­ву. Чтобы понять, к како­му спря­же­нию отно­сит­ся гла­гол, посмот­рим на суф­фикс, кото­рый нахо­дит­ся перед окон­ча­ни­ем -ть неопре­де­лен­ной фор­мы.

Глаголы первого и второго спряжения

Все гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на -и-ть, отно­сят­ся ко вто­ро­му спря­же­нию. Сюда же доба­вим глаголы-исключения:

  • четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -а-ть: гнать, дер­жать, слы­шать, дышать,
  • семь гла­го­лов на -е-ть: видеть, смот­реть, нена­ви­деть, вер­теть, тер­петь, зави­сеть, оби­деть.

Все осталь­ные гла­го­лы с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми отне­сем к пер­во­му спря­же­нию.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния «веять» и вто­ро­го спря­же­ния «стро­ить»:

  • 1 лицо я вею — мы веем, я строю — мы строим
  • 2 лицо ты веешь — вы веете, ты строишь — вы строите
  • 3 лицо он веет — они веют, он строит — они строят.

Как изменяются глаголы «дать» и «есть»?

Глаголы «дать» и «есть» не отно­сят­ся ни к одно­му из типич­ных спря­же­ний. Это настоль­ко древ­ние сло­ва, что у них до сих пор сохра­ни­лись арха­ич­ные окон­ча­ния в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла. Убедимся в этом, изме­нив их по лицам и чис­лам.

Спряжение глагола «есть»

  • я ем — мы едим (окон­ча­ние по типу 2 спря­же­ния),
  • ты ешь — вы едите (окон­ча­ние по типу 2 спря­же­ния),
  • он ест — они едят (окон­ча­ние по типу 2 спря­же­ния).

Спряжение глагола «дать»

  • я дам — мы дадим (окон­ча­ние по типу 2 спря­же­ния),
  • ты дашь — вы дадите (окон­ча­ние по типу 2 спря­же­ния),
  • он даст — они дадут (окон­ча­ние по типу 1 спря­же­ния).

Назовем рас­смат­ри­ва­е­мые гла­го­лы осо­бос­пря­га­е­мы­ми. Они не при­над­ле­жа­щи­ми ни к пер­во­му, ни ко вто­ро­му спря­же­нию и не явля­ют­ся раз­но­спря­га­е­мы­ми.

Написание лич­ных окон­ча­ний этих гла­го­лов не доста­вит затруд­не­ний, так как они явля­ют­ся удар­ны­ми.

Приставочные одно­ко­рен­ные гла­го­лы «поесть», «заесть», «пере­есть», «объ­есть», недо­есть», «отдать», «при­дать», «задать», «издать» и пр. тоже явля­ют­ся осо­бос­пря­га­е­мы­ми, так как сохра­ня­ют те же удар­ные лич­ные окон­ча­ния.

    1-4 класс Хороший вопрос Жалоба Ответить imageNastina10 25 апр. 2016 г., 5:19:14 (5 лет назад)

    спряжений всего 2… глагольные вопросы — что делать, что сделать

    Хороший ответ Жалоба Ответить Ответить

    Другие вопросы из категории

    какое слово изменяется по лицам:собака,скучала,прыгает,искали? 1-4 класс ответов 2 однокоренные слова к слову рука 1-4 класс ответов 2 в этом предложении назвать словосочетания и записать их с вопросами. Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя 1-4 класс ответов 2 орфограмма слов: КОРОБОК ,ДУБОК ещё написать проверочное слово ,Что общего есть в том,как они образованы? показать письменно 1-4 класс ответов 1 Найди неправильное написание слов исправь ошибки подбери проверочные ! 1-4 класс ответов 2

    Читайте также

    3), НА КАКОЙ вопрос отвечает прилагатеьные женского рода и какие имеют окончания? Допиши окончания прилагательных ; весёлая песня, раннии весна. 4) На

    какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода и какие имеют окончания? Допиши окончания прилагательных ; радостнье настроение, яркое солнце.

    1-4 класс ответов 2 Главные члены предложение! На какой вопрос отвечает определения! (Волнистой линией подчеркивать) и на какой вопрос отвечает точка тире точка тире! И на

    како вопрос отвечает тире тире тире

    1-4 класс ответов 3 на какие вопросы отвечает и какие имеют окончания прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах? в каких падежах

    прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

    два ответа на два вопроса , пожалуйста если вы это прочитали ответьте очень нужно.

    1-4 класс ответов 1 Ответьте пожалуйста на вопросы заранее благодарю !Это предмет Русский -язык.1вопрос 1)Как изменяются имена прилагательные в единственном

    числе?

    2вопрос 2)Как определить падеж имени прилагательного?

    3вопрос 3)Прилагательные какого рода склоняются одинаково?

    4вопрос 4) На какие вопросы отвечают и какие имеют окончания прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах?

    1-4 класс ответов 1 отгадайте загадки. НА какой вопрос отвечает каждый глагол в загадках выпишите сначала глаголы которые отвечает на вопрос что делает? а за тем которые 1-4 класс ответов 1 Вы находитесь на странице вопроса «на какие вопросы отвечают,1,2,3 спряжение.«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «1-4» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

    Какие слова чаще встречаются в прозе, стихах, газетной передовице, да и просто в обывательском разговоре? Конечно, глаголы. Но мы их припоминаем, когда трудно установить, что писать в окончании: И или Е? Чтобы не затрудняться в этом, учите спряжение глаголов.

    Спряжение – изменение глагола будущего и настоящего времени по лицам и числам.

    1 Определяем спряжение глагола по личному окончанию

    В русской речи у глаголов два спряжения.

    В первом спряжении окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

    Во втором: -ишь, -ит, -им, -ити, -ат, -ят.

    Глаголы с ударением на окончание под силу одолеть даже стопроцентному троечнику: как ухо слышит – так и пиши.

    • Конь бежит, земля дрожит, упадет – весь день лежит.
    • Зима занесет колючим снежком извилистые тропки, заскрипит на неглубоком ручейке лед, деревья и кустарники поспешат надеть теплые белоснежные наряды.

    image

    2 Узнаем спряжение глагола по инфинитиву

    Если ударение идет на корень, примените правило.

    • Поставьте глагол в начальную форму, спросив: Что делать?
    • Если в окончании присутствует -ить – это 2 спряжение.
    • В других вариантах – 1 спряжение.
    • Помните о глаголах-исключениях второго спряжения, на -ать и -еть. Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть. Но зато терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.
    • Запомните – брить, стелить, зиждиться – 1 спряжение.

    Потренируемся.

    Школьник окапывает деревья, подливает их под корень дождевой водой, белит стволы известью от вредителей.

    Подливает – подливать – 1 спряжение.

    Окапывает – окапывать – 1 спряжение.

    Белит – белить – 2 спряжение.

    3 Не забываем о разноспрягаемых глаголах

    Некоторые глаголы, сообразно лицевой формы, обладают окончаниями первого и второго спряжения.

    • Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
    • Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
    • Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.
    • Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
    • Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
    • Мысли бегут вразброд. 1 спр.

    4 Запоминаем исключения

    • Глаголы с приставкой Вы – спрягаются, как и бесприставочные.

    Сильный дождь льет весь день. 1 спр.

    Он выльет месячную норму осадков. 1 спр.

    • Переходные глаголы с приставками обез-(обес) относятся ко второму спряжению. Обессилю, обессилишь. А непереходные – к первому. Обессилеть – обессилею.
    • Глаголы с одной основой, но различные по виду в спряжении не совпадают. Предлагаешь(несов. вид) – предлагает – первое спряжение. Предложить (сов. вид) – предложит – второе спряжение.

    Как видите, правила несложные, исключений мало. Так что дерзайте: тренируйтесь, зубрите, добивайтесь, чтобы в письменные труды ваши не проскочили досадные ошибки, а за неграмотную СМС-ку друзья вас не засмеяли.

    Спряжение глаголов

    Глагол — это самостоятельная часть речи, указывающая на состояние или действие, которая отвечает на вопросы что делать?  и что сделать?  Он обладает родом, числом, лицом, временем, может быть переходным и непереходным, при добавлении частицы -ся он может становиться возвратным, также ему присущи спряжения.

    Кроме того, глаголы могут быть представлены в трех наклонениях: изъявительном, повелительном и условном и двух залогах: действительном и страдательном. В предложении эта часть речи чаще всего выступает в роли сказуемого.

    Спряжение глагола- это установленный правилами грамматики порядок, по которому его написание может изменяться в зависимости от категории рода, лица и числа, а также в настоящем и будущем времени. Окончания этой часть речи, да и само написание в целом, при этом могут меняться. Данный порядок существует во многих языках мира.

    Язык с течением времени менялся и продолжает меняться. Изменениям подвергалось и спряжение глаголов в русском языке. Оно представляет собой результат последовательного упрощения другой, более сложной системы спряжений и времен, существовавшей в ранние времена.

    1 и 2 спряжение

    Слова бежать и хотеть считаются разноспрягаемыми, так как они обладают признаками обоих спряжений. Кроме того существуют глаголы, не относящиеся ни к одному из них: есть (в значении быть, существовать), дать. При спряжении они получают специальные окончания, доставшиеся им в наследство от древнерусского языка.

    Таблица спряжения глаголов в русском языке

    Как определить

    1. Если окончание у глагола, стоящего в той или иной форме ударное, благодаря нему, появляется возможность определить, по какому принципу спрягается. За исключением 1 л. ед. ч., гласные буквы в личных окончаниях для двух спряжений в настоящем и будущем времени различаются. Для первого употребляется буква е(ё), для второго характерна буква и. В 3 л. мн. ч. для первого случая предпоследней буквой будет у(ю), а для второго — а(я).
    2. Чаще всего именно по ударным личным окончаниям определяют, к какому конкретно спряжению относится тот или иной глагол. Причем не имеет значения, какая именно гласная стоит в окончании инфинитива.
    3. Если же ударение падает не на окончание, то есть оно безударное, спряжение можно установить либо по форме 3 л. ед. ч., либо в неопределенной форме (инфинитиву) самого глагола.
    4. В ряде случаев проблемы создает приставка вы-, потому что ударение приходится на нее (выспаться, вылететь, выбежать). В подобной ситуации необходимо избавиться от этой приставки и возвратного суффикса —ся (если он есть) и поставить глагол в 3 л. ед. ч. (спит, летит, бежит). К тому же в ряде случаев, постановка именно в такую форму позволяет поставить ударение на последний слог. В данной ситуации также не обязательно обращать внимание на неопределенную форму.
    5. Можно поступить иначе и взять интересующий глагол с безударным окончанием в инфинитиве и посмотреть, какая буква будет стоять перед окончанием -ть. Если он заканчивается на —ить, значит он относится ко второму спряжению. Все остальные случаи относятся к первому, правда, для них существует ряд исключений.

    Исключения

    В правилах русского языка имеется три глагола, являющихся исключениями и имеющих в инфинитиве признаки второго спряжения, однако к нему не относящихся. Их несложно запомнить. Это слова брить, стелить, зиждиться. Ко второму относятся 11 глаголов, имеющих в инфинитиве признаки первого. Их также необходимо запомнить.

    Терпеть, вертеть, обидеть, видеть, смотреть, ненавидеть, слышать, дышать, держать, гнать, стоять, бояться, состояться. Также к нему не относятся односложные, вроде пить, бить, жить, вить. Исключение же из этого исключения составляют такие примеры, как злить, мстить и льстить — они всё-таки относятся ко второму.

    Кроме того, есть безличные, которые описывают действие или состояние, которое протекает само по себе, без участия сторонних сил (вечереть, рассветать). Они могут использоваться исключительно в форме 3 л. ед. ч., среднего рода.

    Правила спряжения формируют основу построения русского языка. Как и многие другие, эти правила обладают рядом необходимых для запоминания особенностей и определенных исключений.

    Полезное видео

    Как определять окончания глаголов первого и второго спряжения на видео ниже.

    Следите за обновлениями

    ГДЗ 1 класс

    ГДЗ 2 класс

    ГДЗ 3 класс

    ГДЗ 4 класс

    ГДЗ 5 класс

    ГДЗ 6 класс

    ГДЗ 7 класс

    Категория: Русский язык

    imageОпределение спряжения глаголов и написание их окончаний — сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.

    Спряжение — постоянный признак глагола. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний. 

                     I спряжение                  II спряжение                ед.ч            мн.ч              ед.ч        мн.ч  1-е л.  -у(-ю)           —ем(-ём)        -у(-ю)      —им 2-е л.  —ешь(-ёшь)  —ете(-ёте)     —ишь        —ите 3-е л.  —ет(-ёт)        -ут(-ют)        —ит          -ат(-ят)

    Алгоритм определения спряжения глагола:

    1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяем сразу по ударному гласному: бер[ёшь] — I спр, молч[и́шь] — II спр.

    2. У глаголов-исключений спряжение определяем сразу: брить, стелить — I спр., смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — II спр. Орфограмму обозначаем так: бре[ет] (брить — I, искл.)

     3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу перед -/ть в неопределенной форме: /и — II спр., любые другие суффиксы — I спр. Орфограмму обозначаем так: бо́р[ет]ся (бороться — I спр.).

    Первому пункту уделите особое внимание! Ребенок ленится или забывает определять, ударное окончание или безударное, и сразу ставит все в начальную форму. Но если окончание ударное, то н.ф. этого глагола только запутает. Пример: гниют, окончание ударное, буква ю — I спр. Но детки ставят в н.ф. — гнить. Перед ть — и, ошибочно пишут, что спряжение второе. Частая ошибка. 

    Карточки для определения спряжения глаголов и личных окончаний:

    Вставьте пропущенные буквы, над всеми глаголами укажите время, спряжение. Выделите окончание.

    П…ля опустели. Цв…ты исчезли. Ж…лтая тр..ва клонится к з…мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..леным к…вром. Корешки хлеба сохранятся невредимым. В…сной они выгл…нут на свет з..леными ст…бельками.

    Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму.

    Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

    С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т (________________ , … ) весна. Замира….шь (________________ , … ) от смутных предчувствий и  улыба….шься (________________ , … ) без всякой причины. Такое же состояние пережива….т (________________ , …) теперь и природа. Земля холодна, грязь  хлюпа….т (________________  , .. .) под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ( , … ) ярко и своими лучами купа….тся ( , … ) в лужах вместе с воробьями. Речка  надува….тся (________________  , …) и темне….т (________________ , … ). Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т ( ________________ , … ) лёд. Деревья голы, но уже живут, дыш…т ( ________________  , … ).

    Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

    Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

    Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

    От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

    Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

    Карточка №1

    Они пиш…т ручкой, мы черт….м , мы вис..м, они леч…т, наступа…т весна, вы обижа…те, вы реша …те, ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, она маш…т рукой, ты ласка…шься, ты вздыха…шь, ты выуч…шь, друзья не посмотр …т, коты ворч…т, ты стира…шь, мы вер…м, вы готов…те, он подбира…т, они глад…т, мы вид…м, ты дыш…шь.

    Карточка №2

    Кузнечики стрекоч…т в поле, ты гуля…шь, пиш…м в тетради, он рассыпа…т, жук бега…т по дорожке, вы груз…те, он дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…шь, ярко свет…т солнце, мы се…м, он обид…лся, прыга…шь на улице, вы слыш…те, зна…те правило, смотр…т в окно, он верт…ся, они вид…т, игра…м в мяч, ты бре…шь.

    Карточка №3

    Трава зелене…т в лесу, она держ…тся, он пиш…т в тетради, она полива…т цветы, ты жале…шь, земля чернее…т в поле, мы вид…м, корм…т птиц, она завис…т, они ход…т в школу, ты посмотр…шь, дети ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…шь ошибку, ветер гон…т стаю туч, она стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…ш.. друга, ты жале…шь.

    Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени, измените порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Определите спряжение и лицо глаголов.

    На улице ……… лютый мороз. Вдруг ты …….. тоненький стук. Метель ……… дорожки. Синичка ……….. по снежку. Ты …….. в тепле и ………… уроки. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Бедняжка совсем ……….. . За оконной рамой ты ………. птичку. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату.

    Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

    Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

    Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания. Определите спряжение.

    Для этого необходимо проспрягать глагол и определить спряжение по алгоритму.

    Видеть, решать, брить, сидеть, стелить, знать, шить, копать, вертеть, бить, ломать, строить, загадывать, вспоминать, лепить, молчать, смотреть, бежать, надеть, сеять, сиять, пойти, выполнить, помогать, слышать, везти.

    Определите спряжение глаголов

    Бить, свить, жить, полить, выпить, прошить.

    Примечание для преподавателя. Обратите внимание ребенка на то, что в этих глаголах спряжение определяется по личному окончанию (оно ударное), а не по начальной форме глагола. Если ребенок определил по начальной форме, что это 2-е спряжение, а не 1-е, напомните ему, что глаголы бить, вить, жить, лить, пить, шить и все глаголы, которые от них образованы с помощью приставок, не имеют глагольного суффикса -и- (буква и входит в корень).

    Онлайн тест для самопроверки

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий