Социальная инфраструктура

Транспортная инфраструктура — совокупность путей сообщения, транспортных сооружений и устройств различных видов транспорта, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок, ремонта, технического обслуживания и хранения транспортных средств (подвижного состава) в пределах определенной территории. В составе транспортной инфраструктуры выделяются: транспортные системы городов, единые транспортные системы городов-центров и тяготеющих к ним районов, транспортные системы отдельных регионов и страны в целом.

Виды транспортных коммуникаций, сооружений и устройств и их особенности

Транспортную инфраструктуру городов образуют линии, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта.

Улично-дорожная сеть городов обеспечивает связи жилых, производственных, туристских и рекреационных градостроительных образований с центром поселения и между собой, подъезды и подходы к земельным участкам всех зданий и сооружений, а также транспортные связи поселения с прилегающими территориями и другими поселениями.

Различие между улицами и дорогами населенных мест следующее: улицы предназначены для проезда и стоянки транспортных средств, пешеходного движения, подъезда и подхода к зданиям и внутриквартальным территориям, размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта и прокладки инженерных коммуникаций; дороги — участки улично-дорожной сети с преобладающим движением транзитного и грузового автомобильного транспорта, прокладываемые в изоляции от жилых территорий, общественных центров, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах, вдоль промышленных зон).

Выделяются улицы и дороги магистральные и местного значения.

Магистральные улицы и дороги (непрерывного движения, общегородского и районного значения, главные улицы городов) выполняют соединяющие и распределяющие функции. Они обеспечивают пропуск основных транспортных потоков, включая внешние связи и связи между основными районами городов. По ним проходят маршруты общественного пассажирского транспорта (трамвая, троллейбуса, автобуса и др.).

Система магистральных улиц и дорог, являясь результатом предшествующего развития, продолжает развиваться и трансформироваться в процессе его дальнейшего роста.

Главные улицы городов выполняют репрезентативную функцию. Вдоль них формируются архитектурные ансамбли, размещаются городские площади с общественными зданиями. На главных улицах размещаются театры, другие уникальные культурные, обслуживающие и торговые объекты.

Для того чтобы уменьшить транспортные нагрузки на главные улицы, они дублируются транспортными магистралями.

Автомобильные улицы и дороги непрерывного движения — магистральные автомобильные улицы и дороги, которые обеспечивают в крупных и крупнейших городах скоростные сообщения между удаленными районами, между городами и прилегающими к ним территориями (к аэропортам, зонам отдыха, пригородным поселениям и пр.), транспортные выходы городов на магистральные автомобильные дороги общего пользования.

Для обслуживания прилегающей застройки вдоль них устраиваются боковые проезды.

Территории вдоль улиц и дорог с интенсивным автомобильным движением имеют неблагоприятные экологические характеристики среды — повышенные загрязненность воздуха, почв, уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений. Наиболее велико негативное воздействие на городскую среду автомобильного грузового транспорта [113].

Для защиты прилегающей застройки и приуличных территорий от шума, выхлопных газов, пыли, улицы с интенсивным движением заглубляются, обваловываются; между ними и прилегающей застройкой размещаются плотные многоярусные посадки деревьев и кустарников, шумозащитные экраны в сочетании с растительностью, проектируется специальная шумозащитная застройка.

Пешеходные переходы через улицы с интенсивным движением транспорта должны создаваться, как правило, подземными или надземными, что обеспечивает безопасность пешеходов и непрерывность движения транспорта. При этом должна учитываться необходимость пользования ими маломобильными группами населения.

Улицы общегородского и районного значения выполняют соединяющие и распределяющие функции в городах и обеспечивают пропуск основных транспортных потоков, включая внешние связи и связи между основными районами городов.

Улицы местного значения (жилые основные и второстепенные, производственных и коммунально-складских зон, поселковые дороги, проезды) обеспечивают локальные связи в пределах застройки, подъезды к зданиям и сооружениям.

Железные дороги. В крупных городах помимо внешних связей между городами, связей «город—пригород», железные дороги могут использоваться и для связей между городскими районами. Для повышения провозной способности железнодорожных линий строятся дополнительные пути, по которым осуществляется параллельное движение городских поездов.

Железные дороги не только связывают, но и разделяют городские районы, являясь пространственным барьером между ними. Полосы отвода железных дорог часто являются единственным резервом для строительства новых автомагистралей, потребность в которых возникает в процессе развития городов.

Исторически сложилось отношение к пространствам вдоль железных дорог, как «задворкам» города со складскими и промышленными объектами. В настоящее время это отношение меняется. Параллельно железным дорогам прокладываются новые автомагистрали, полосы отвода железных дорог используются для строительства новых общественно-деловых комплексов. С увеличением количества пассажиров, перевозимых по железным дорогам, повышаются архитектурно-художественные требования, предъявляемые к застройке придорожных территорий. Железные дороги — это также туристские трассы, по которым туристы въезжают в города, и первое впечатление от города формируется у них от видов из окна поезда [20, 33].

Водные пути. Передвижение людей и грузов по водным путям имеет давние традиции и на протяжении веков было самым массовым. С развитием железнодорожных, автомобильных и других видов пассажирских сообщений дешевый, но тихоходный водный транспорт потерял лидирующие позиции. Серьезным недостатком его использования на большей части территории России является сезонность работы.

Тем не менее, многие города имеют речные и морские порты и пристани, в них организованы внутригородские и пригородно-городские водные пассажирские сообщения. Водный транспорт выполняет относительно небольшой объем пассажирских перевозок, но очень популярен как прогулочный и туристско-экскурсионный вид транспорта.

Водные туристско-экскурсионные маршруты организуются по рекам, каналам, озерам, водохранилищам, вдоль морского побережья. Наряду со стационарными водными вокзалами для причала водных судов используются плавучие дебаркадеры. Они позволяют устраивать места посадки-высадки пассажиров практически в любом месте и наиболее удобны для организации туристско-экскурсионных маршрутов.

Транспортно-коммуникационные (транспортно-пересадочные) узлы — пересечения и примыкания путей сообщения в одном или разных уровнях, которые служат для распределения транспортных потоков по направлениям. В них сходятся (пересекаются) не менее двух линий одного или разных видов транспорта. Транспортно-коммуникационные узлы зачастую являлись исторически определяющим фактором возникновения и развития городов.

Транспортно-пересадочные узлы являются «фокусами» концентрации общественных функций, к ним пространственно тяготеют центры и комплексы общественного обслуживания (рис. 5.7.1) [34].

Рис. 5.7.1. Схема транспортно-пересадочного узла (по Е. Русакову)

На основе железнодорожных вокзалов и станций, автовокзалов и автостанций, конечных пунктов пригородных автобусных маршрутов целесообразно формировать транспортно-общественные центры, которые включают торговые комплексы, объекты бытового и коммунального обслуживания, где пассажиры, совершающие пересадки, попутно могут получить дополнительные услуги (рис. 5.7.2) [43].

Транспортно-обслуживающие предприятия и объекты — здания, сооружения или их комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров,

Рис. 5.7.2. Проектное предложение по созданию многофункционального транспортно-общественного центра

проведения операций с грузами и подвижным составом, для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств. К транспортно-обслуживающим предприятиям и объектам относятся пассажирские вокзалы и станции, грузовые станции и терминалы, аэропорты, порты, пристани, причалы, базы маломерных судов, депо, парки, гаражи, автостоянки, остановочные пункты (конечные и промежуточные) маршрутного наземного и подземного транспорта, площадки отстоя транспортных средств, станции технического обслуживания, автозаправочные станции.

Наиболее широко распространенным видом транспортно-обслуживающих объектов являются автостоянки и другие места парковки автомобилей. Их отличает большое разнообразие видов и пространственных решений. Парковки могут находиться на земле, под землей, на крыше здания, примыкать к нему, размещаться в многоэтажных домах.

Преимущества наземного размещения парковок — низкие строительные затраты, удобство для пользователей. Недостатки — потребность в больших площадях территории.

Строятся автостоянки открытого и закрытого типов, с пандусами (рампами) и с механизированными способами перемещения автомобилей к месту хранения.

В современной градостроительной практике, в связи с ростом уровня автомобилизации, предпочтение отдается сооружению подземных и наземных многоуровневых паркингов (рис. 5.7.3).

Рис. 5.7.3. Многоуровневый паркинг в центре Токио, Япония

Велодорожки и велотрассы. Специально выделенные велодорожки могут включаться в состав транспортных и пешеходных улиц, прокладываться по рекреационным территориям общего пользования. Велодорожки и велотрассы выделяются с помощью контрастного покрытия, специальной разметки, оборудуются звуковыми и световыми сигнальными системами, отделяются от велодорожек встречного направления движения и других путей движения с помощью разделительных полос, ограждающих конструкций, моделирования рельефа.

Изображения

При покупке жилья самым главным фактором выбора традиционно является инфраструктура, которая окружает присмотренный дом или квартиру. О том, какие виды инфраструктуры жилья сегодня принято различать, корреспондент портала «Тут Недвижимость» расскажет прямо сейчас.

Социальная инфраструктура

Всю инфраструктуру жилого дома принято подразделять на социальную, коммерческую, транспортную и промышленную. В свою очередь, под социальной инфраструктурой понимаются объекты, которые обычно предоставляются государством и относятся к разряду самых необходимых.

Так, к объектам социальной направленности относятся детские сады, общеобразовательные школы, поликлиники и больницы для взрослых и детей, а также другие образовательные, медицинские и спортивные учреждения.

Кроме того, к социальной инфраструктуре стоит отнести и аптеки. Близость таких объектов к жилью позволяет вести наиболее комфортный образ жизни.   

Коммерческая инфраструктура

Если сказать коротко, то коммерческая инфраструктура это объекты, в которых населению предлагаются определенные услуги на коммерческой основе. Сюда относятся торговые, развлекательные объекты, а также предприятия сферы обслуживания.  

При этом торговая инфраструктура состоит из магазинов, торговых центров, рынков, супермаркетов, гипермаркетов, предприятий уличной торговли и тому подобного. Развлекательная инфраструктура это следующие объекты: театры, кинотеатры, цирк, музеи, выставки, зоопарки, парковые зоны и так далее.

К предприятиям сферы обслуживания относятся салоны красоты, парикмахерские, кафе, рестораны, автосервисы и многое другое. Все это, согласитесь, тоже необходимо для удобного проживания в определенном месте.    

Транспортная инфраструктура

Транспортная инфраструктура, как уже понятно из названия, связана с транспортной системой. Так, во-первых, она подразумевает под собой наличие парковочных мест. При этом парковка может находиться как на цокольном этаже здания, так и располагаться рядом с домом.

Во-вторых, к транспортной инфраструктуре относятся автомобильные дороги, позволяющие с помощью личного автотранспорта добраться до жилья. В-третьих, сюда относится маршруты общественного транспорта. Речь идет о метро, автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси, а также водном и воздушном транспорте.  

Производственная инфраструктура

Производственная инфраструктура представляет собой заводы, фабрики и другие места, где производится какая-то продукция. По расположению жилья это важно с двух точек зрения. С одной стороны, многие люди не хотят жить рядом с такими объектами, которые чаще всего загрязняют окружающую атмосферу.

Но, с другой стороны, многие новоселы, напротив, хотят жить рядом с указанными предприятиями, так как работают на них и не хотят тратить много времени на дорогу до места работы. В этом плане хорошо бывает найти усредненный вариант.   

Инфраструктура шаговой и пешей доступности

Кроме того, что вся инфраструктура жилья делится на социальную, коммерческую и транспортную, приятно выделять еще инфраструктуру шаговой и пешей доступности.

К шаговой доступности относятся объекты, расположенные на расстоянии, который человек может пройти своим ходом примерно за 10 минут. Обычно это магазины, салоны, сервисные службы, офисы и другие объекты, которые расположены как в самом жилом здании (чаще всего на первом этаже), так и вокруг дома.

Инфраструктура пешей доступности состоит из объектов, до которых жильцы могут дойти от своего дома за время примерно от 10 до 30 минут. 

  • 615 просмотров

При покупці квартири в новобудові мало взяти до уваги тільки її власні характеристики: планування, метраж, поверх, якість реалізації проекту, наявність оздоблення, відсутність дефектів тощо. Потрібно також врахувати, що знаходиться поза квартирою, а саме – інфраструктуру самої будівлі, житлового комплексу (ЖК) і району в цілому. Розберемося, що в неї входить, і які її складові необхідні в конкретному випадку.

Зовнішня інфраструктура в районі новобудови

Зовнішня інфраструктура – це благоустрій та транспортна доступність району, в якому знаходиться будинок, а також наявність соціально значущих об'єктів. Залежно від того, що саме розташоване неподалік від новобудови, вона стає зручною для певної соціальної категорії громадян. Наприклад, якщо прямо біля будинку є нічний клуб – це стане знахідкою для частини молоді, але може створити проблему старшому поколінню і сімейним людям. Тому розглянемо, які саме об'єкти повинні бути присутніми біля будинку, з точки зору конкретної категорії мешканців.

Об'єкти інфраструктури, необхідні для сім'ї

Молоді сім'ї – вагома частка претендентів на нове житло. У зв'язку з тим, що квартирне питання більшою мірою актуальний саме для них, забудовники найчастіше намагаються домогтися зручності інфраструктури для цієї категорії населення.

Як правило, в молодій сім'ї вже є, або заплановані, діти. З цієї причини в пішій доступності від будинку повинні бути школа і дитячий садок. Зверніть увагу, щоб маршрут в навчальний заклад був безпечним для дитини:

  • не проходив через пожвавлені вулиці без підземних переходів;
  • розташовувався поза дворами з кримінальною репутацією;
  • був віддалений від закинутих територій.

Найкраще, якщо поряд з будинком знаходяться кілька шкіл. З різних причин (низький рівень підготовки педагогів, незадовільні умови в класах) іноді доводиться переводити дитину в інший освітній заклад.

Наступний важливий критерій – дитячі ігрові майданчики і парки. Якщо забудовник запевняє вас, що такі зони тут присутні, цього недостатньо. Ви повинні особисто відвідати ці місця, щоб перевірити їх стан. Добропорядні забудовники, орієнтуючись на молоді сім'ї, завжди споруджують нові ігрові майданчики біля будинку.

Влада Києва планує розвивати інфраструктуру Труханового острова

Далі проаналізуйте наявність торгівельно-розважальних центрів. Сюди ви зможете ходити всією сім'єю не тільки за покупками, а й з метою розважитися. Тому врахуйте, щоб центри представляли собою не просто магазини, а комплекси з розвагами як для дітей, так і для всієї родини: кінотеатри, ігрові кімнати, квест-кімнати, роллердроми, ковзанки тощо. Для сімей, що підтримують здоровий спосіб життя, важливо, щоб біля будинку були місця для пробіжок, фітнес-центр, майданчик з тренажерами і т.п. Для прогулянок з дитиною на свіжому повітрі ідеально підійдуть паркова зона і набережна.

Інфраструктура для молоді, студентів

Батькам, які зібралися забезпечити свою дитину власним житлом практично відразу після школи, варто врахувати, що така квартира повинна бути розташована в певній місцевості. Найкраще, якщо вам вдасться купити житло в пішій доступності від внз, в якому навчається дитина. Таке розташування квартири також особливо вигідно, якщо ви купуєте її з метою інвестування коштів і плануєте здавати в оренду молодим студентам.

Крім того, врахуйте, молоді люди – особливо активна категорія населення. Тому для них зручно, якщо біля будинку присутній фітнес-клуб з гарною репутацією, кілька кафе і ресторанів, кінотеатр, боулінг, спортивно-розважальні заклади.

Залежно від пріоритетів і переваг в плані відпочинку молодому хлопцю або дівчині може бути до душі відвідування нічного клубу. В такому випадку добре, якщо він знаходиться недалеко. Для поціновувачів спокійного проведення часу буде актуальним затишне кафе з літнім майданчиком, паркова зона, в якій можна влаштувати пікнік, почитати книгу.

Зручна зовнішня інфраструктура для представників старшого покоління

Якщо житло підбирається для старших людей, в тому числі пенсійного віку – головний критерій – тиша і спокій району. Тут обов'язково має бути місце для прогулянок на свіжому повітрі.

В даному випадку особливо актуально, якщо основна маса об'єктів інфраструктури зосереджена в безпосередній близькості від будинку і один від одного.

Що важливо для всіх і кожного

Продуктові супермаркети, аптеки, поліклініки – те, що актуально для будь-якої соціальної категорії мешканців. Тому такі об'єкти інфраструктури повинні бути присутніми поруч з будинком в обов'язковому порядку, незалежно від того, для кого купується квартира.

Салони краси затребувані серед дівчат і жінок різного віку. Тренажери під відкритим небом, футбольне поле і баскетбольний майданчик дозволять активно проводити час з користю для здоров'я як молоді, так і представникам старшого покоління.

Якщо ви не звикли здійснювати фінансові операції (оплачувати покупки, вносити плату за комунальні послуги) через інтернет-банкінг, зверніть увагу на наявність банківських відділень і терміналів неподалік. Банкомат повинен бути присутнім в пішохідній доступності від будинку в будь-якому випадку.

Паркові зони, пляжі, водойми з облаштованими набережними для прогулянок – місця, які відвідує кожен, незалежно від соціального статусу і рівня доходу. Тому, якщо вони присутні поблизу новобудови – це буде вагомою перевагою.

Хороша транспортна доступність – невід'ємна частина зручного проживання в тому чи іншому районі. Зверніть увагу на наявність зупинок і станцій метро неподалік від будинку навіть в тому випадку, якщо у вас є машина.

Що врахувати автовласникам

Окрім цього, людям, у яких є автомобіль, треба переконатися, що поруч з будинком є місце для паркування, на якій вистачає місця для машин мешканців. Залежно від ваших запитів, це може бути як безкоштовна стоянка загального використання, так і платний паркінг з охороною.

Поцікавтеся наявністю заторів в години пік. Можливо, що дороги в цьому районі побудовані давно і розраховані на невеликий потік транспорту. Але з часом, через зведення нових житлових комплексів, населення місцевості збільшилася, а пропускна здатність доріг – ні. У такому випадку вас чекають затори кожен ранок і вечір.

Внутрішня інфраструктура новобудови

До об'єктів внутрішньої інфраструктури відносяться компоненти, що забезпечують комфорт і безпеку мешканців в межах конкретного будинку або житлового комплексу. Вони зводяться і встановлюються разом з багатоповерхівкою. Сучасні новобудови від забудовника навіть економ-сегменту, як правило, мають досить розвинену внутрішню інфраструктуру. Розглянемо, що саме сюди відноситься.

Елементи внутрішньої інфраструктури окремих житлових будинків

Розглядаючи пропозиції первинного ринку нерухомості на DOM.RIA, у вас є можливість підібрати квартиру в будинку з інфраструктурою, що відповідає вашим індивідуальним запитам і побажанням. В неї можуть входити наступні об'єкти:

  • пасажирські та вантажні ліфти;
  • підземний або наземний паркінг біля будинку;
  • дитячий майданчик на прилеглій території;
  • магазини, аптека на першому поверсі;
  • зелені зони на подвір’ї;
  • пандуси, поручні, лавки та інші малі архітектурні форми;
  • виділена інтернет-лінія;
  • система пожежогасіння з гідрантами на поверхах;
  • грамотно продумані інженерні комунікації;
  • центральне кондиціонування;
  • системи охоронної безпеки тощо.

Зверніть увагу, чим більше розвинена внутрішня інфраструктура, тим дорожче обійдеться квадратний метр в будинку. Тому, проаналізуйте, що саме з цього для вас актуально. Якщо ви – молода сім'я з маленькою дитиною, то за сучасними мірками в будинку обов'язково повинен бути присутній вантажний ліфт і пандуси, за рахунок чого ви зможете зручно підніматися на свій поверх і спускатися вниз з коляскою. Якщо ви – власник елітної іномарки, зверніть увагу на наявність надійної системи охорони паркінгу. Займаєтесь спортом? Подивіться, чи є біля будинку тренажери під відкритим небом.

Зосередити в окремому будинку інфраструктуру, зручну для представників різних соціальних категорій, досить складно. Тому часто забудовники орієнтуються на конкретний тип мешканців. Проаналізуйте, наскільки пропозиція тієї чи іншої компанії підходить саме для вас. Інша справа – житловий комплекс, інфраструктура якого об'єднує в собі набагато більше об'єктів. Розглянемо детальніше.

Особливості інфраструктури житлових комплексів

Одна з головних відмінностей ЖК в тому, що на його території зводиться ряд об'єктів для соціальних потреб людей, які будуть проживати в багатоповерхівках комплексу. На відміну від аналогічних елементів зовнішньої інфраструктури, орієнтованих на жителів кварталів і цілих районів, в цьому випадку всі компоненти зводяться в межах конкретного житлового комплексу, утворюючи «місто» в місті. Інфраструктура ЖК розрахована виключно на його мешканців.

Будівництво ЖК представляє собою зведення не тільки житлових будинків, але і споруд соціального призначення. Такий прийом робить пропозиції будівельних компаній особливо привабливими для сучасних споживачів. У цих житлових комплексах можуть бути присутні:

  • школи і дитячі садочки;
  • фітнес-клуби, спортивно-рекреаційні центри;
  • басейни, тенісні корти, футбольні поля, спортмайданчики;
  • салони краси, перукарні, СПА-центри;
  • супермаркети, продуктові магазини;
  • аптеки та поліклініки;
  • наземні і підземні паркінги;
  • паркові, прогулянкові зони;
  • облаштовані пляжі, набережні та багато іншого.

При якісній реалізації плану під об'єкти внутрішньої інфраструктури житлового комплексу використовується близько чверті площі, виділеної під будівництво. Врахуйте це при розгляді пропозиції забудовника. Якщо внутрішня інфраструктура займає 5-10% загальної площі ділянки – її буде недостатньо.

Як інфраструктура житлових комплексів впливає на вибір споживача?

При відсутності певних, цікавих для вас об'єктів всередині ЖК, зверніть увагу на їх наявність поза комплексом. Наприклад, якщо тут немає власного фітнес-клубу, але якісний спортивний центр знаходиться в пішохідній доступності від будинку – проблему вирішено. Тому не поспішайте приймати рішення щодо придбання житла в ЖК, не проаналізувавши його внутрішню і зовнішню інфраструктуру комплексно.

Висновок

Розвинена зовнішня і внутрішня інфраструктура будинку ще не означає, що вона вам підходить. Проаналізуйте, які саме її компоненти вам потрібні, та чи присутні вони в конкретному випадку. Якщо так, проживання в цьому будинку для вас буде дійсно зручним. Якщо ж інфраструктура орієнтована не на ваші потреби, побажання і рівень доходу, то навіть при ідеальному комфорті самої квартири ви будете відчувати тут незручності. Відповідність інфраструктури вашим запитам – важливий аспект вибору житла. Врахуйте також, що в залежності від розташування однакові об'єкти можуть відноситися до внутрішньої або зовнішньої інфраструктури.

Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.

Главный признак выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса, что означает:

  • общие условия процесса общественного воспроизводства, – это ее функциональное назначение;
  • имеет сложное внутреннее строение – в ней различают части, звена, объекты.

Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья – общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т.е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.

В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения ее потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.

В составе социально-бытовой инфраструктуры различают следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т.д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т.д.

Социальная инфраструктура играет второстепенную роль относительно базовых отраслей сферы материального производства. Возникновение элементов социальной инфраструктуры связано с развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, когда природные условия производственной деятельности дополнялись искусственно созданными, обусловленными необходимостью в подготовительно-заключительных процессах и организации оборота произведенного продукта.

Объективной необходимостью для поддержания жизнедеятельности и обеспечения экономического прогресса общества стало также культурно-бытовое обслуживание. Рост роли общих условий процесса общественного воспроизводства обусловило появление понятия «инфраструктура». В процессе исторического развития, с углублением общественного разделения труда возрастает значение общих условий общественного воспроизводства, возникают новые виды деятельности в сфере обслуживания, совокупность объектов социальной инфраструктуры расширяется.

В конце 90-х гг. XX в. возросла роль социальной инфраструктуры в совершенствовании пропорций и формировании качественных факторов общественного воспроизводства, расширении масштабов экономической деятельности, развитии главной производительной силы общества – человека. На долю услуг, которые предоставляют объекты социальной инфраструктуры, в России приходится до 1/4 общего объема потребления материальных благ и услуг. От уровня и темпов развития социальной инфраструктуры зависят создание оптимальных условий быта, труда и отдыха, укрепление здоровья, повышение культурно-образовательного и профессионально-квалификационного уровня населения.

Экономические теории инфраструктуры берут начало из исследований социального капитала, под которым понимали разницу между расходами капиталистов и значительно высшими общественными затратами на производство товаров. Присвоение социального капитала, или внешняя экономия достигается в производстве за счет полезного эффекта от деятельности других учреждений (образования, здравоохранения, науки), то есть социальной инфраструктуры. Утверждалось, что социальный капитал (или социальная инфраструктура) охватывает мощности, без которых невозможно функционирование производственных сфер хозяйства, и предоставление всех общественных услуг, в частности, охрана общественного порядка, воспитание, здравоохранение, транспорт, связь и т.д.

Значительное количество трудов по теории социальной инфраструктуры в зарубежной науке появилась в конце 60-х – начале 70-х гг. Общим в толковании социальной инфраструктуры является подход к ней как к элементу капитала и богатства. К социальной инфраструктуре относят сферы человеческой деятельности, которые являются предпосылкой развития хозяйства страны или региона, поэтому инфраструктурные инвестиции должны опережать производственные.

Необходимое требование к созданию и функционированию социальной инфраструктуры – установление определенных минимальных сроков службы и проектной величины объектов (небольшие сооружения довольно часто неэффективны), а также минимальной концентрации инфраструктурных сооружений. Степень развитости социальной инфраструктуры – показатель особенностей конкретного хозяйства и важный фактор размещения промышленности.

По мнению зарубежных исследователей, региональная экономическая политика должна концентрироваться вокруг финансовой помощи социальной инфраструктуре. Значительная часть таких мероприятий является чрезвычайно капиталоемкой, обеспечивает окупаемость средств в течение длительного времени, поэтому доля государственного участия в инфраструктурных программах развитых стран мира традиционно высока. Например, именно развитие социальной инфраструктуры было определено важнейшей целью основного плана экономического и социального развития Японии на 1973-77 гг. Вопросы состояния и развития социальной инфраструктуры периодически рассматриваются на заседаниях Конгресса США. По данным слушаний 99-го Конгресса США (1986 г.), в состав социальной инфраструктуры относят дороги, мосты, порты, транспорт, искусственные водоемы и водные рекреационные системы, природоохранные объекты, парки, рекреационные объекты, школы, тюрьмы, объекты здравоохранения и психиатрической помощи, здания общественного назначения и правительственных учреждений. В отечественной экономической литературе к приведенному перечню отнесены элементы социальной инфраструктуры.

Понятие социальной инфраструктуры в отечественной науке сформировалось на грани отраслей социально-экономических знаний из сферы нематериального производства. Первые основательные работы посвященные исследованию социальной инфраструктуры, появились в 70-х гг. Сначала социальную инфраструктуру часто сводили к сфере услуг, признавая, что она является совокупностью отраслей с общим функциональным назначением, которое заключается в удовлетворении потребностей населения в услугах.

Как экономическая категория, социальная инфраструктура отражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов, направленной на создание комплекса общих условий для обеспечения экономического роста и жизнедеятельности населения страны, то есть процесса общественного воспроизводства.

Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от мощности ее экономического потенциала, который определяется ее современным состоянием и динамичностью, имеющимися объемами резервов и ресурсов.

Социальная инфраструктура – структурный элемент хозяйственного комплекса, составная его функциональной и территориальной структур. Исходя из понятия социальной инфраструктуры, которую образуют предприятия, учреждения, организации и сооружения, составляющие материально-вещественную основу социальных общественных процессов, финансовые, трудовые и природные ресурсы влияют на развитие социальной инфраструктуры, но не являются ее экономическим потенциалом.

Главный составляющий элемент экономического потенциала социальной инфраструктуры – основные фонды (здания и сооружения, коммуникации (дороги, линии связи и т.п.)), техническое оснащение зданий, сооружений и коммуникаций. Стоимость основных фондов социальной инфраструктуры составляет более трети стоимости основных фондов экономики.

Социальная инфраструктура является структурным элементом хозяйственного комплекса, составляющей его функциональной и территориальной структур. Функциональная структура отражает состав и соотношение групп объектов, выполняющих определенные функции в хозяйственном комплексе. Территориальная структура представлена различными формами пространственного сосредоточения объектов и их территориальных сочетаний (комплексов, центров и т.д.). Поскольку развитие социальной инфраструктуры, прежде всего, имеет территориальный аспект, создавая условия для обеспечения потребностей населения и производства на определенной территории, эта категория получила широкое распространение в региональной экономике.

Социальную инфраструктуру как комплекс обслуживающих отраслей трактуют с точки зрения макроэкономической модели всего хозяйственного комплекса. Исследование комплекса объектов и комплекса отраслей взаимосвязано, поскольку связи отраслей на упомянутом уровне отражаются во взаимосвязях объектов, входящих в конкретную территориальную систему. В пределах отраслей решаются кардинальные проблемы развития социальной инфраструктуры, в частности, повышение социально-экономической эффективности процессов предоставления услуг, без чего невозможно предложить оптимальную стратегию развития локализованных на определенной территории объектов.

Существует территориальная общность в размещении объектов социальной инфраструктуры и размещении населения. Система расселения непосредственно обусловливает территориальную организацию социальной инфраструктуры, которая локализуется в поселениях, где происходит жизнедеятельность людей, или является средством преодоления расстояний.

По распространенности отдельных элементов различают линейную (сеть железных дорог, автомобильных дорог, линии связи и т.п.) и точечную (отдельные объекты – школы, клубы, больницы и др.) формы социальной инфраструктуры. Как территориальная подсистема хозяйственного комплекса, тесно связанная с системой расселения, социальная инфраструктура является иерархическим образованием, которое разделяют на инфраструктуру:

  • внутригосударственную или магистральную (единого хозяйственного комплекса);
  • региональную (региональных хозяйственных комплексов – экономического района, экономической зоны, области, административного района, территориально-производственного комплекса, промышленного узла и т. п.);
  • локальную (отдельных поселений сельского и городского типа).

Состояние социальной инфраструктуры определяет бытовую привлекательность поселений. Необоснованные региональные различия в жизненном уровне населения уменьшают социально-экономическую эффективность территориального разделения труда, замедляют развитие производительных сил регионов и страны в целом.

Размещение социальной инфраструктуры играет важную роль в пространственной организации общественного производства, в частности, в формировании территориально-производственных комплексов, создавая предпосылки для стабилизации трудовых ресурсов, расширения сферы приложения труда, регулирования миграционных процессов.

Одна из главных требований к социальной инфраструктуре как территориальной подсистеме – абсолютная комплексность, то есть необходимость одновременного взаимосогласованного развития всех звеньев. Поскольку социальная инфраструктура создает условия для удовлетворения совокупных потребностей населения, территориальные различия касаются не состава, а масштабов и пространственной сосредоточенности на территории социальной инфраструктуры.

Эффективность социальной инфраструктуры определяется в социальных показателях развития общества и отражается в создании надлежащих условий жизнедеятельности человека и совершенствовании совокупной рабочей силы для роста производительности общественного труда и экономической эффективности производства.

Различают взаимосвязанные экономический и социальный аспекты эффективной территориальной организации социальной инфраструктуры. В экономическом аспекте рациональное расположение социальной инфраструктуры создает условия для эффективного использования всей совокупности ресурсов, которые являются базой социального развития в целом. В свою очередь, наиболее полный учет потребностей населения дает возможность улучшать обеспеченность культурно-бытовыми услугами, создавать максимально возможные при определенных экономических условий удобства в их получении, увеличивать фонд и улучшать структуру свободного времени. Удовлетворение определенных потребностей отдельных территорий требует различных по объему затрат, поэтому формирование региональных типов социальной инфраструктуры – актуальная задача ее реорганизации. В обобщенном виде критерием оптимальности размещения социальной инфраструктуры является, прежде всего, территориальная доступность объектов.

Все факторы, влияющие на размещение и развитие социальной инфраструктуры, в зависимости от происхождения и социально-экономического содержания объединяют в такие группы: экономические, демографические, социальные, градостроительные, природно-климатические и нетипичные (случайные или конъюнктурные) условия жизнедеятельности. Совокупность разнообразных факторов, которые предопределяют региональные различия социальной инфраструктуры, разделяют на такие, что непосредственно определяют создание сети объектов, и такие, которые определяют потребность в услугах социального назначения, то есть влияют косвенно, в частности через потребности людей и систему распределительных отношений. Ведущую роль в развитии социальной инфраструктуры играют факторы, которые освещают степень сформированности систем расселения и уровень развития материального производства.

Исходя из необходимости создания полноценной жизненной среды и повышения эффективности функционирования хозяйственного комплекса, территориальная организация социальной инфраструктуры должна соответствовать следующим критериям:

  • сбалансированность определенной подсистемы регионального хозяйственного комплекса с другими структурными образованиями;
  • поддержание территориальных и отраслевых пропорций между ее звеньями;
  • комплексность на уровне региона и на уровне отдельного поселения в зависимости от количества и поло-возрастной структуры населения, особенностей системы расселения;
  • иерархичность, то есть связь между составом объектов в поселении и его размером и административно-хозяйственным значением.

Уровень развития социальной инфраструктуры региона или страны, который характеризует материально-техническую базу, потенциал и внутренние резервы соответствующих отраслей, отражают в виде обобщенного показателя через применение определенной процедуры агрегации относительных величин. Его составляющими являются материально-техническое состояние, уровень обеспечения и использования населением объектов социальной инфраструктуры.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий